группа "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №115"

педагогические притчи Амонашвили

Пока не наступила тьма<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

    – Дети, дети, кудавы нас тащите?

    – К Свету!

    – А где он?

    – Мы вам дорогупокажем!

    – Это далеко?Может быть, не надо?

    – Следуйте занами, надо спешить, пока не наступила тьма!

 

* * *

    – Дети, дети, этоеще что?

    – Метла!

    – Зачем она нам?!

    – Чтобы выметать!

    – Что?

    – Мусор из души!

 

* * *

    – Дети, дети, чтовы ищете в нашем сундуке?

    – Следы!

    – Следы чего?

    – Культуры!

    – Зачем вам они?

    – Так мы сократимдорогу к Свету!

* * *

    – Дети, дети,здесь много развлечений!

    – Развлечение неесть устремление!

    – Мы устали, намнужен отдых!

    – Отдых не естьсозидание!

    – Что же намдальше созидать? Все уже создано!

    – Созидать нужносамих себя!

 

* * *

    – Дети, дети, чтовы нашли в нашем сундуке?

    – Книгу. Откудаона здесь?

    – Она намдосталась от прадеда!

    – Вы читали ее?

    – Зачем? Она жестарая!

    – Как может бытькнига старой, если в ней Благая Весть?

 

* * *

    – Что занепослушные дети!

    – Что занепонятливые взрослые!

* * *

    – Дети, дети, чтовы нам принесли?

    – Зрение!

    – А что нам надоузреть?

    – То, что внутривас!

    – А что внутринас?

    – Безобразие!

* * *

    – Дети, дети, тамопасно!

    – Но надо пройти!

    – Вы можете упастьв пропасть!!

    – Но надо пройти!!

    – Вы не боитесь?

    – Но надопройти!!!

    – Тогда пуститенас вперед?

    – А вы не боитесь?

    – Но надо жепройти!

* * *

    – Взрослые,взрослые, вы знаете мудрость, как ходить над пропастью?

    – Как?

    – Красиво!

    – Почему?

    – Чтобы забыть острахе. Да еще ходить нужно с верою.

    – Почему?

    – Чтобы выросликрылья. Да еще смотреть нужно не в пропасть, а в небо.

    – Это еще зачем?

    – Чтобы в случаечего взлететь ввысь!

* * *

    – Дети, дети, чтоэто?

    – Факел!

    – Зачем он нам?

    – Чтобы хорошовидеть!

    – Что видеть?

    – Свет во тьме!

* * *

    – Дети, дети,запомните, это – ненависть!

    – Покажите намкрасоту Любви!

    – Это –предательство!

    – Покажите намкрасоту Преданности!

    – Это – вражда.

    – Расскажите нам окрасоте Единения!!!

    – Послушайте,дети, надо же знать все?!

    – Дайте все,только от Прекрасного!

 

* * *

    – Дети, дети, мывидим восход Солнца!

    – Значит, у васоткрываются глаза!

    – Дети, дети, мырадуемся Радуге!

    – Значит,пробуждается Разум ваш!

    – Дети, дети, мычувствуем запах Звезд!

    – Значит, выпрозреваете!

    – Дети, дети, мыплачем!

    – Значит, выорошаете зародыш зерна Культуры!

    – Дети, дети, чтонам дальше делать?

    – Воспитывайтенас!

 

Школа для Адама и Евы

    Из каких глубинтысячелетий идут корни школы, которая Скале, что в переводе означает«лестница»?

    Мое воображениерисует следующую историю.

    Один из правнуковАдама, запутавшись в лабиринте жизни в поиске пути к Создателю, взмолился:

    – Господи, дай мнелестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Тебе!

    И услышал голос:

    – Найдешь ее впервом встречном!

    – Кто этотвстречный? – спросил правнук Адама.

    – Наречен он МноюУчителем! – сказал голос.

    Встретился правнукАдама с человеком старым и сказал:

    – Учитель, дай мнелестницу, чтобы приблизиться к Создателю!

    – Ты – правнукАдама и сам тоже Адам, названный так в честь своего прадеда?

    – Да, – ответилправнук Адама, – меня тоже зовут Адам!

    – Следуй за мной!– сказал Учитель.

    И повел онправнука Адама по лабиринтам жизни.

    Путь преградил имбушующий огонь.

    Учитель пять летучил правнука Адама, как пройти через огонь, и наконец сказал:

    – А теперь иди!

    – Огонь ведьсожжет меня! – возмутился правнук.

    – Огонь сожжет нетебя, а страх в тебе, и ты обретешь смелость.

    И прошел правнукАдама через огонь и обрел смелость.

    Пошли дальше, ивот другая преграда: болото, у которого не было видно края.

    Учитель пять летучил, как нужно пройти через болото, и сказал:

    – Иди!

    – Болото же безкрая и затянет меня! – воскликнул правнук.

    – Но ты обретешьволю и терпение, в которых почерпнешь великую силу!

    И правнук Адама,который сам был тоже Адамом, прошел через болото и обрел волю и терпение.

    Пошли дальше, иопять преграда: непреодолимая стена.

    – Как мы черезстену переберемся? – спросил правнук Адама у Учителя.

    – Садись на этоткамень, подумай и поищи способ! – ответил Учитель.

    Сел на каменьправнук Адама и палкой стал чертить на песке свои мысли и соображения. АУчитель ходил вокруг начертанного, то и дело стирая его ногой. Тогда ученикначинал все сначала. Так прошло пять лет.

    – Нашел выход! –воскликнул он наконец. – Можно в стене высечь ступеньки и постепенно поднятьсявверх!

    – Значит, разумтвой расширяется. Так высекай ступеньки в стене!

    – Но я могу упастьи разбить себе голову!

    – Возможно. Новзамен обретешь предупредительность!

    И они преодолелистену.

    А там перед нимисразу три пути.

    – По какому путиидти? – воскликнул правнук Адама.

    – А ты спроси усвоего сердца и выбирай! – сказал Учитель.

    Правнук Адамапогрузился в себя. Пять лет он задавал вопрос сердцу своему: «Скажи мне, какойпуть выбрать?» Наконец твердо сказал Учителю:

    – Надо идти посреднему пути!

    – Значит, тынаучился говорить со своим сердцем!

    В конце пути передними возникли высокие ворота.

    Учитель открыл их,и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный изапутанный.

    – Дальше пойдешьсам! – сказал Учитель.

    – Как?! – удивилсяправнук Адама. – Я шел с тобой двадцать лет, чтобы получить лестницу дляприближения к Создателю! А там лабиринт, где я могу запутаться и потеряться!

    – Ты сам ужелестница и для себя, и для других. А более высокие ступеньки ищи в любомвстречном, ибо каждый для тебя будет Учителем и сам будешь для каждогоУчителем.

    – Тогда дай мненапутствие!

    – Запомни:

    Вера в Творцабудет собирателем твоих сил.

    Любовь ко всемустанет вершиной твоей лестницы.

    Сердце твое будетобителью твоей мудрости.

    Так живи.

    Правнук Адама,который тоже был назван Адамом в честь своего прадеда, глубоко поклонилсяУчителю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта,из которого он только что вышел. А в душе услышал голос:

    – Иди, тебя ждут!

    – Это Ты был моимУчителем?! – изумился правнук Адама голосу.

    Но ответ непоследовал.

    Он повернулся ишагнул в более сложный и запутанный лабиринт жизни.

    Первыми встречнымиоказались мальчик и девочка.

    Правнук Адама, имякоторому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. «Это жея! Это же мое детство двадцатилетней давности!» – удивился он.

    А дети, увидевего, порадовались.

    – Учитель, мыждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! –взмолились они.

    – Дети, кто выбудете? – спросил правнук Адама.

    – Я – Адам! –ответил мальчик.

    – Я – Ева! –ответила девочка.

    – Вас назвали вчесть ваших прапрадеда и прапрабабушки?

    – Да! – ответилиони.

    «Значит, я –Учитель своего детства, то есть самого себя, а мое детство – Учитель мой! Такли, Господи?» – но ответ не последовал.

    – Следуйте замной! – сказал он Адаму и Еве и смело повел детей в непознанный ими лабиринтжизни.

 

10 октября 2017 в 23:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.