группа "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №115"

Растим трудолюбивых детей

<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

 

                                                                     Подготовилавоспитатель Зубова Т.В.

«Без хорошеготруда нет плода» русск. пословица

 Наше муниципальное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 115 работает по примерной основной общеобразовательнойпрограмме «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви ктруду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Детский садпризван воспитывать у детей интерес к труду, формировать желание в будущемпосвятить ему всю сознательную активную деятельность.

 Овладение навыками трудовой деятельностимы  рассматриваем, как одно из основныхусловий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенокзаинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда недостигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основойдля воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовомуусилию, желание трудиться, включаться в труд по собственному желанию, успешноего завершать.

 Поэтому мы считаем, что от педагогов иродителей  требуется четкое знание того,какими навыками должны овладеть, ребёнок. Это даст им возможность определитьхарактер руководство трудовым обучением применительно к детям разногодошкольного возраста: в период овладения действием – терпеливо показывать,объяснять, помогать, а далее требовать самостоятельности и хорошего качествавыполнения трудовой деятельности.

 Рассмотриммодель трудового процесса.

 Основная цель трудового воспитания - формированиеположительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачами трудовоговоспитания являются:

Ознакомлениес трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитаниеуважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

Формированиетрудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми исверстниками.

 Видытрудовой деятельности дошкольников:

 1. Самообслуживание.

 2. Хозяйственно-бытовой труд.

 3. Труд в природе.

 4. Ручной труд.

Формыорганизации труда:

1. Поручения

 2. Дежурства.

 3. Коллективный труд (общий, совместный).

 Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой,труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд — встаршей и подготовительной группах.

 Поручения широко используются во всехвозрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущейформой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитаниюнадо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе своспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

 В силу психологических особенностей детимладших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны кподражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей иработать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатоедело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процессдействия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижениярезультата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когдадети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповыепоручения.

 Основной формой объединения детей этоговозраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работаетсамостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малышупражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

 Во второй половине года во 2-й младшей группевводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровнясамостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получаютв старшей и подготовительной группах.

 Наиболее сложной формой организации трудадетей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей иподготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся болееустойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видахдежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детейпозволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

 • приучать детей договариваться о предстоящейработе;

  •  работать в нужном темпе;

 • выполнять задание в определенный срок.

 В старшей группе мы используем такую формуобъединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание,а в конце работы подводится общий итог.

 В подготовительной группе особое значениеприобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от другав процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитыватьположительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг кдругу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

 В процессе труда дети приобретают необходимыенавыки, в том числе навыки ухода за растениями  (труд в природе, осваивают простейшие действияс предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детейформируется интерес к труду желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд,самообслуживание).

 В каждой группе  создаются условия для всех видов труда, соответствующиевозрасту детей. Инвентарь и материалы рационально хранятся, чтобы дети имеливозможность самостоятельно ими пользоваться.

 В старшей группе делается больший акцент наформирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда.Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умениедостигать результата .

В подготовительнойгруппе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно,применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления пособственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров. Происходитобучение детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемамшитья.

 Все умения и навыки ручного труда основаны наприобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов(бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и ихиспользования для изготовления поделок, игрушек, сувениров. Основные приемыработы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание,сминание. Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовленияподелок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тембольший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Поэтомумы изготавливаем поделки не только на праздники родным и близким, но стараемсяв течении года участвовать в акциях: «Подарок другу», «Поздравление ветеранов»,«Подарки для малышей».  Мы с ребятамиведем панораму добрых дел, которая наглядно отражает успешность детей втрудовой деятельности. Взаимодействие с родителями позволяет поднятьдомашний  труд детей на ранг выше. Потомучто выполнение домашних поручений и обязанностей тоже отображается в панораме,наглядность, побуждает и мотивирует детей на трудовые подвиги, поощрениеблизких и уважение сверстников.

Мы считаем, что внашем  дошкольном учреждении, гдесовместный труд взрослых и детей организуется систематически, удается достичьвысокого воспитательного эффекта. У ребят формируются трудовые навыки, интереск труду, желание и умение участвовать в делах на пользу окружающих. У детейформируется адекватная самооценка, уверенность в своих силах, желание заботитсяо своих близких.

Таким образом,совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форморганизации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь иуважение к труду и людям труда.

 

 Литература

 1. Методические рекомендации к программевоспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В.Гербовой, Т С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.

2. . Козлова С. А.,Куликова Т. А, Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002.

10 октября 2017 в 23:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.