группа "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №115"

"Что такое детское творчество"

Что такое «детское творчество»?<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №115»Т.В.Зубова

Творчество в широком смысле слова — это деятельность, направленная наполучение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателемтворчества является новизна создаваемого продукта — художественногопроизведения, картины, механического прибора. Результатом творчества можетявиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статуснаучного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результатих деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющейзначение для развития науки, культуры или производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих ииграют огромную роль для развития ребенка.

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяютего специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна ихоткрытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесссоздания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие,чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для неговажнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается оттворчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительнымпоиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Егоосмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность,спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающееребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это — третьяособенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя иособенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определеннуюстепень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этомвозрасте. Тем не менее педагогическую практику необходимо строить с опоройименно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успехав формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества удетей связано с целенаправленным обучением, в котором особая рольотводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новыеобразы, составляющие основу творчества.

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О.М. Дьяченко,позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» — когда в некоторой незавершенной фигуре ребенокусматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;

2) «включение» — когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуруво второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность ипродуктивность решений, т.е. творческость.

Однако, как показало наше исследование (Л.А. Парамонова,О.А. Христ), способ «опредмечивания» при определенных условиях такжепозволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества

Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения длятворческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать важный дляпедагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная наразвитие творческих способностей, должна также ставить и другие задачи:

— развитие у детей мышления (логического и образного),
— развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),
— развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности,средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов еерешения и т.п.).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых«распознается» детское творчество. Это:

— новизна продукта (субъективная),
— оригинальность,
— вариативность решений,
— интеллектуальная активность,
— эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальныхэмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Рассмотрим несколько подробнее один из указанных выше общих показателей — интеллектуальнуюактивность, выделенную отечественным психологом Д.Б. Богоявленской вкачестве интегрального свойства творческой личности. Действия творческойличности являются не формой ответа на поставленную кем-то задачу, аносят порождающий характер, то есть связаны с постановкой новых целей. Интеллектуальнаяактивность, как бы преодолевая диктат внешней необходимости или утилитарныецели, стимулирует бескорыстное творчество. Как показаноД.Б. Богоявленской, а затем подтверждено и в наших работах, проведенныхсовместно с Г.В. Урадовских, О.А. Христ, О.А. Сафоновой, у детейуже в дошкольном возрасте ярко проявляется интеллектуальная активность, имеющаябольшое значение в развертывании творческого процесса. Однако это важнейшеекачество обязательно должно быть востребовано в разных видах детскойдеятельности. Иначе оно затухает.

Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является «детскоеэкспериментирование», выделенное в качестве феномена Н.Н. Поддьяковым.Н.Н. Поддьяков определяет два типа детского экспериментирования: «бескорыстное»,направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношенийбезотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленноена поиск решения задачи. Первый вид экспериментирования является особозначимым, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствамиобъекта как с равнозначными, без выделения «главных» и «неглавных», позволяетребенку включать эти объекты в различные системы. Это делает детскоеэкспериментирование гибким и значительно обогащает процесс творческогоконструирования.

Однако наблюдения за детской деятельностью показывают, что самостоятельное и«бескорыстное» ознакомление со свойствами объектов у значительной части детейможет оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне. Например,ребенок много раз подкидывает вверх и ловит предмет и, получая от этогоудовольствие, не производит с ним никаких других манипуляций, приводящих коткрытию новых свойств этого предмета. Или ребенок обнаружил, что предметсостоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединятьи разъединять их (открывать-закрывать), затем класть вовнутрь мелкие предметы,греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у ребенка постепенноугасает.

Отсюда следует вывод: детское экспериментирование необходимо развивать.Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярковыраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможностьиспользовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразныхвидах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая кдальнейшему их изучению.

В конструировании, например, такими объектами для бескорыстногоэкспериментирования являются прежде всего материалы (конструкторы, бумага,природный материал, модули и др.), обладающие разными свойствами: цветом,размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых внемалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

Статичность большинства предметов, окружающих ребенка, их жесткаяфункциональная закрепленность служит существенным тормозом в развитиисамостоятельного детского экспериментирования и творчества. Именно поэтомусейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательныхучреждениях «развивающей предметной среды» (С.Л. Новоселова).

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий являются способыдеятельности, которые в результате их неоднократного использования в разныхситуациях обобщаются. Обобщение способов происходит путем их переносадетьми в другие контексты деятельности. Для этого взрослые, как правило, ставятперед ребенком задачу либо использовать известные способы в другой ситуации,либо искать новые.

Однако, как показало наше экспериментальное исследование, проведенноесовместно с Г.В. Урадовских, задачи в развитии творчества играют какположительную, так и отрицательную роль. Они, с одной стороны, направляютпоисковую деятельность детей, а с другой — резко сужают ее. Дети не ищутвариантов, оригинальных и рациональных способов, главное для них — добитьсяуспеха, решить задачу.

Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужноорганизовать широкое экспериментирование с материалом. Такоеэкспериментирование кардинально меняет характер решения последующихзадач: у детей появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченнымпоиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный иоригинальный продукт. Об этом говорят реплики детей типа «А можно еще и так»,«Нет, лучше по-другому» и т.п.

Само решение задач, превращающееся в творческий поиск, стимулирует детей кэкспериментированию с материалом, которое становится более глубоким ицеленаправленным. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов,находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом,«детское бескорыстное экспериментирование» становится полноценным средствомпостроения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющейлюбого творческого процесса.

Однако дети дошкольного возраста могут «изобретать» приемы или «открывать»новые способы деятельности только на основе уже имеющегося у них опыта,приобретенного, в частности, в процессе подражания взрослым.

Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей такихзнаний, умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими всамостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станутисходной позицией для развития творчества.

 

27 марта 2017 в 19:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.